Похвала бижутерии
Некоторые думают,
что в отличие от ювелирных изделий из "настоящих" материалов бижутерия скоротечна, что это модная однодневка. Однако не спешите расставаться
с вышедшими из моды "побрякушками". Некоторые из них пригодятся
лет эдак через двадцать-тридцать, если не вам самой, то дочери,
невестке, внучке, и будут восприниматься как "настоящая старина",
которая постоянно возвращается в моду. Ведь многие украшения "недрагоценного
происхождения", выполненные рукой мастера, стали произведениями
искусства.
НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО...
А родилась бижутерия из такой неприглядной
"отрасли", как изготовление подделок. Поэтому
сперва она лишь подражала по форме и ассортименту "настоящим"
украшениям. Французское слово "бижу" употреблялось и раньше,
обозначая обиходные - не фамильные, не уникальные изделия,
в том числе и подделки. |
![]() |
Бижутерия нашла свою нишу, обрела свой голос в мире украшений
с легкой руки Коко Шанель. "Великая Мадемуазель" изменила
саму манеру носить и сочетать украшения. Женщины в ее костюмах,
покинув камерную атмосферу гостиных и будуаров, стали деловитыми
и динамичными. Им понадобились универсальные и элегантно броские
вещи, с помощью которых даже небольшой набор туалетов (деловой
костюм, "маленькое черное платье", блузка, джемпер) получает индивидуальность,
смотрится разнообразно и легко трансформируется по обстоятельствам
времени и места.
Шанель укрупнила украшения, лишила их привычной ювелирной утонченности.
Сделанные из металлов "под золото" и "под серебро", ее знаменитые
цепи, как когда-то и стразы, совсем не стремились обманывать.
Но их сложные плетения, сочетание блестящих и матовых поверхностей,
гибких и круглых, крупных и мелких элементов создавали определенный
художественный образ.
НЕДРАГОЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ
Перестав быть драгоценными и ювелирными, украшения "от Шанель"
и ее подражателей, выполненные в больших тиражах, открыли направление
массовой бижутерии, где роль модельера, художника-дизайнера стала
преобладающей. На этой основе сформировалось направление бижутерии
арт- дизайн (в отличие от массовых однодневок, которые тоже иногда
называют бижутерией, хотя правильнее было бы обозначить их словом
"галантерея").
Бижутерия арт-дизайна постепенно стала полноправным
участником высокой моды, в ней подвизаются крупные художники,
в том числе и те, кто, подобно Шанель, сочетали работу
кутюрье и автора украшений. |
![]() |
Современная бижутерия, особенно малосерийная, предназначенная для бутиков, широко пользуется искусственными материалами, причем иногда откровенно фантастическими, "ненастоящими", а иногда и подражающими натуральным, традиционным, но — без игр в обманки.
Нынешние игры другие: "настоящее - искусственное" соединяется не стыдливо, а напоказ, с вызовом. Заставляя искусственное выглядеть природным и наоборот, современная бижутерия развивается в соответствии с эстетикой постмодерна, существует в русле ведущих художественных течений.
Художникам и моде нравится наивничать, вспоминая о раннем средневековье - и Givenchy создает колье в "варварском" стиле с искусственными смолами, напоминающими старинные эмали в слегка неправильных, как бы вручную откованных металлических оправах.
В одной и той же витрине бутика могут оказаться колье и серьги с "магическими" спиралями (Pierre Balmain), ансамбль с "солнышками" Лагерфельда, играющего в натур-стиль, и жемчуга известной фирмы Dolphin Ore, подделки которой стоят, во всяком случае, не дешевле японского жемчуга. И здесь игра: Dolphin Ore использует классический материал — жемчуг, но откровенно поддельный, и классическую будто бы форму: шейное украшение и широкий, многорядный браслет - вещи типа "склаваж", модные в XVIII веке (от слова "склаве" - раб, так как они напоминают ошейники и обручи, которыми сковывали рабов). Но эта "классика" откровенно насмешничает: где вы видели такие огромные, ровные жемчуга, какая дама прошлого взгромоздила бы на себя такое крупное украшение?!
Рядом с напористой броскостью уживаются
интонации артистичного изыска, тонких акцентов. Та же
фирма Dolphin Ore, используя знаменитые искусственно выращенные
и очень дорогие кристаллы Swarovski, создает коллекцию
утонченных, чуть-чуть манерных вещей, в которых угадываются
намеки и отголоски старинных традиций. |
![]() |
Прозрачное стекло, цветные смолы использует фирма Istante, создавая
вещи хотя и тяготеющие к классике, но тоже с намеками на разные
традиции, эпохи и страны. Витые шейные украшения и браслеты (в
русской системе их называют "гривны") пришли из раннего средневековья,
но сходные вещи и по сей день делают мастера Кавказа. Кулон на
тонком пружинящем обруче - римейк моды 1970-х. Круглая подвеска
на многорядном ожерелье закреплена с намеком на фермуары (застежки)
середины XIX века. Но все эти исторические отголоски введены в
современный контекст, существуют на основе новых технологий и
материалов.
ЛИНИИ и ТЕНДЕНЦИИ
Бижутерия откликается на стилистическую многоликость постмодерна,
расслаивается, отвечая на разные запросы (и не только в соответствии
с кошельком). Она тонко приноравливается к разным жизненным ситуациям
и задачам.
"Для вечера" создается бижутерия арт-дизайн, включающая элитные
работы известных фирм - таких, как Givenchy и Charles Jourdan.
Дневная бижутерия также разделилась на деловую, предназначенную
для офисного костюма, и более легкую, всем своим обликом вызывающую
образ солнечного дня, отдыха, праздника. В такой бижутерии тоже
появились новые пластиковые материалы, новые изысканные оттенки,
но по форме она классична и напоминает молодежного моду 1960-х
- круглые бусы, браслеты- обручи, клипсы-розетки, В дневную бижутерию
активно вторгаются восточные мотивы, причем изделия такого рода
составляют, как правило, не бутиковый, а массовый ее пласт.
Чутко улавливается и другое модное поветрие - работа с природными,
натуральными материалами (рогом, костью), эксперимент с колоритом
"экологической гаммы".