Помада, как она есть

Губная помада в ее современном виде - карандаш в пенале - появилась в 20-х годах прошлого века и на протяжении всего этого времени остается самым популярным средством декоративной косметики. Сегодня помаду используют большинство женщин во всем мире и этим они ничем не отличаются от своих предков, которые жили в древних цивилизациях.

 

Зато значительно изменился состав продукта. Если много веков назад для окрашивания губ использовали различные растительные, быстросмываемые красители, то современная губная помада представляет собой сложную смесь восков, жиров, масел, красителей, пигментов, отдушек, вкусовых добавок, антиоксидантов, консервантов, отдушек и различных питательных и защитных добавок. Коротко говоря, помада - это жиро-восковая система, в составе которой нет воды.

Губная помада

 

ЭВОЛЮЦИЯ ПОМАДЫ

До 20-х годов прошлого века помада выпускалась в баночках, подобно вазелину, и в качестве основного красителя применялся кармин, который получали из особого вида насекомых cocus cacti. Кармин не позволял сделать помаду интенсивного красного цвета, для придания яркости продукту добавляли оксид цинка. Этапным событием в истории помады стало появление в 30-х годах несмываемых красителей. В России на косметических фабриках применяли красители Эозины и Родамины, которые растворялись в касторовом масле при нагревании и длительном перемешивании. Эозины и Родамины позволяли получать стойкие помады, а также помады-"хамелеоны"- желтые , розовые, синие в карандашах, которые при нанесении на губы меняли свой цвет.
Первоначально считалось, что губная помада должна придавать губам ярко-красный цвет. Разнообразие заключалось только в том, что для брюнеток создавались сине-красные оттенки, а для блондинок оранжево-красные. Все эти тона должны были придавать лицу драматический эффект.


В 40-х годах в моду вошли светлые губы, и производители стали добавлять в состав помад разбеливающие пигменты, например, двуокись титана, окись цинка. Цветовая палитра помад начала расширяться и вышла за пределы красной гаммы. Шестидесятые годы принесли моду на бледные и почти белые губы. 70-е и 80-е - перламутровые. Чтобы получить перламутровую помаду, в ее состав стали включать перламутровые пасты из рыбьей чешуи, а затем перламутровые пигменты на базе слюды и двуокиси титана, а также перламутровые пасты на основе оксихлорида висмута.
Таким образом, основной состав помады и схема ее создания четко сформировались. Однако требования рынка заставляют совершенствовать формулы и технологии, чтобы получить наиболее комфортную для потребителей помаду, в связи с этим производители сырья постоянно предлагают новые ингредиенты и новые технологии производства.

 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПОМАДЫ

Губная помада должна обладать рядом свойств. Она должна быть достаточно твердой, но не хрупкой, не ломаться при применении, легко наноситься на губы, но не быть очень жирной и не растекаться на губах. Она должна сохранять свою форму при жаркой погоде. А самое главное - помада должна быть безвредна. Декоративная помада, о которой мы и ведем речь, включает две основные части - основу и красящую смесь.

 

а) основа
Основа помады состоит из структурообразующих элементов - восков и воскоподобных веществ; эмолентов - жиров, масел; пленкообразующих компонентов. Структура помады определяется правильным подбором вышеуказанных компонентов. Из восков и воскоподобных ингредиентов чаще всего применяются канделильский, карнаубский, пчелиный, церезин, парафин, микрокрасталлические воски, силиконовые воски.
Карнаубский и канделильский - это натуральные растительные воски, получаемые из бразильских пальмовых деревьев Copernia cerifera и листьев травы канделлилы, произрастающей в Мексике. В настоящее время многие фирмы-производители выпускают синтетические или модифицированные воски, которые по структурообразующим свойствам значительно отличаются от натуральных и производителям нужно обращать внимание на то, какой воск они используют в составе помаде.

Смесь масел необходима для придания помаде мягкости, мазку - легкости нанесения. Пленкообразующие компоненты способствуют получению блестящего устойчивого мазка.
Основным маслом, применяемым в составе помад, является касторовое масло, обладающее высокой вязкостью. Оно хорошо смягчает губы, делая их эластичными. Его используют в составе помад, фактически, все фирмы.
Кроме того, в составе помады используются вазелиновое масло, или жидкий парафин. С целью придания мазку легкости и блеска в состав помады вводят IPM, Сеtiol и другие вещества.
В качестве пленкообразующих компонентов используют силиконовые производные и полимеры. В качестве смягчающих добавок применяют жировые компоненты ланолин и его производные.

 

б) красящая смесь
Цвет помады зависит от смеси пигментов, красителей и масел. Компании-производители губной помады либо сами готовят пасту красителей, смешивая красители с касторовым маслом, либо закупают готовую красящую пасту. Фирмы - производители предлагают красители в разных формах: в виде дисперсии красителей в касторовом масле, в виде дисперсии в водной фазе, и что особенно интересно - готовая смесь красителей и восков. Выглядит она как куски засохшей гуаши, но на самом деле такая смесь очень удобна для производителей косметики, поскольку им уже не придется работать с порошком, пыль которого довольно вредна для тех, кто находится в цехах.
В 1938 году американская организация Food Drug Administration (FDA) выпустила Food, Drug&Cosmetic Act, регулирующий использование красителей, в том числе в косметике. Этот акт вынудил производителей тщательно исследовать все красители для получения специального аттестата, позволяющего их использование в косметике. И в первую очередь тестировать их на безопасность. Кроме того, краситель, в частности для губной помады, должен быть чистым, тонкодисперсным, то есть не должен оставлять комочков, иметь высокие показатели глубины окраски, яркости, давать мазок высокой степени непрозрачности, краситель не должен вызывать ощущение сухости на губах и не должен способствовать прогорканию масел в составе помады.
В Европе первый "Список пигментов и красящих веществ для косметики" был опубликован в 1952 году. Затем были введены европейские стандарты, которые страны ЕС используют до сих пор. Свои стандарты есть в Японии, Польше, США, где они, по мнению специалистов, самые жесткие. Единого мирового перечня красителей нет, нет своего перечня и у нас. Наши производители придерживаются в основном европейских норм.
Перечень красителей очень разнообразен. И в каждой стране одни и те же красители с одинаковой химической формулой могут иметь разные названия.

 

в) добавки
Различные ухаживающие свойства помаде придают сами по себе растительные масла и воски в основе. Дополнительно добавляют витамины (А, Е, пантенол и др.), гиалуроновую кислоту, растительные экстракты на масляной основе, солнцезащитные фильтры. Кстати, фотозащитным действием обладают и перламутровые пигменты, отражающие свет.
Все помады обязательно содержат консерванты и антиоксиданты. При этом специалисты очень внимательно относятся к расчету консерванта, так как повышение концентрации этого компонента может вызвать жжение губ и даже привести к аллергической реакции. Антиоксиданты предотвращают окисление губных помад, поскольку в их состав входят железоокислые красители.
Многие компоненты в помаде определяет мода. Например, для получения блеска в состав помады добавляют нейлоны.

 

г) отдушки
Отдушка в составе губной помады должна скрывать запах сырья, иметь приятный вкус и не обладать токсичным иди раздражающим действием. Сейчас существует тенденция выпускать помады без отдушек и без запаха. В этом случае производители тщательно проверяют запах сырья и изменения аромата под влиянием запаха других компонентов.
Вообще к отдушкам помад относятся очень внимательно. Ведь при взаимодействии с сырьем даже очень приятный запах может стать неприятным. Хорошо сбалансированная отдушка для туалетной воды может пахнуть совсем по-другому при взаимодействии с воскожировой основой. Кроме того, некоторые душистые вещества могут привести к изменению цвета помады.
Помада непосредственно соприкасается с кожей и необходимо, чтобы отдушка в ее составе не привела к раздражению, поэтому, например, американский Reserch Instiude of Fragrance не рекомендовал к использованию в декоративной косметике бергамотового и лимонного масел, перуанского бальзама, коричного альдегида и других компонентов.

 

ПОМАДА в ПРОИЗВОДСТВЕ

В первую очередь приготавливают жировую основу. Взвешивают все компоненты, расплавляют при определенной температуре, которая зависит от наличия твердых компонентов, в специальных котлах.
Отдельно готовится красящая паста. Для нее пигменты и красители измельчаются до 10-15 микрон. Это требуется для того, чтобы в результате получилась помада однородной текстуры, без твердых частичек. Степень измельчения проверяют специальным аппаратом гриндометром.


Затем основу и красящую пасту соединяют и перемешивают в течение примерно 60 минут различными мешалками со скоростью 500-700 оборотов в минуту. Наступает период постепенного охлаждения. При температуре 65-70° добавляются антиоксиданты, активные добавки и отдушки. Затем масса вновь перемешивается и поступает в гомогенизатор. Этот аппарат применяется также при производстве кремов и туши для ресниц и нужен для придания массе однородности, чтобы в результате помада приобрела пластичную структуру. Смесь перемешивается в нем со скоростью от 1,5 до 3 тысяч оборотов в минуту. И после этого подвергается вакуумной обработке, чтобы в массе помады не было скопления воздуха. Масса готова, она переливается в емкости и кристаллизуется в течение 48 часов.
Наконец, начинается формовка. Некоторые компании начинают с этой стадии свой процесс производства, если закупают готовые массы. Есть несколько способов формовки: ручной, автоматический, полуавтоматический. Автоматические линии предполагают выпуск огромных партий продукции. Как правило, компаниям не нужно производить столько помад одного тона.


При ручном способе массу вновь загружают в специальные котлы, снабженные двойной рубашкой (в промежуток залита вода или масло), и расплавляют при 75° . Затем вновь перемешивают на небольшой скорости (36-40 оборотов в минуту), чтобы не нагнетать воздух, и заливают в предварительно подготовленные металлические формы. Формы с помадой перемещают на холодильный стол для охлаждения и структуризации.
Модные сейчас различные формы карандаша помады - скошенные, с "алмазной огранкой", конусообразные и т.п., делают на стадии формовки. Можно делать и различные логотипы, цветочки, сердечки на срезе помады. Правда, так называемую "лазерную огранку" пока делают только итальянские фабрики.


Теперь помады можно фасовать по пеналам. Большинство компаний, которые тщательно следят за качеством своей продукции, предпочитают ручной способ формовки. Современное оборудование позволяет фасовщицам не дотрагиваться до карандашей помады руками, для этого используется специальное приспособление, но при этом тщательно отслеживается брак.


Когда помада вставлена в пенал, ее подвергают оплавлению - термической обработке с помощью специальных ламп, во время которого уничтожают микробы, попавшие из воздуха. Кроме того оплавление придает помаде товарный внешний вид. Затем карандаши вкручивают вглубь пенала, пенал закрывают и передают на упаковку.
Контроль качества в основном осуществляется на трех стадиях: приготовление массы, формовка и оплавление. Примерно так с некоторыми вариациями выглядит процесс производства помады у большинства компаний.


МЕЛОЧИ НАПОСЛЕДОК


С момента производства помада может храниться около трех лет при соблюдении условий хранения. В принципе срок хранения помады каждый производитель устанавливает самостоятельно, но в большинстве стран три года считается оптимальным сроком годности. Конечно, лучше всего помада сохраняется в холодильнике. Но и при средней температуре помада не должна портиться - это говорит о недобросовестности производителя.


Капельки, которые иногда выступают на срезе помады, специалисты не считают негативным фактором. Это не вода, а результат "выпотевания" жиров чаще всего под действием высоких температур. Как правило, через некоторое время, особенно если поместить помаду в холодильник, эти капельки исчезают.


А вот неприятный запах, ломкость, непластичная текстура, ощущение сухости на губах после нанесения помады - все это признаки плохого качества, которые, кстати, можно заметить до покупки, ведь тестеры помады сейчас становятся стандартом рынка.