Опал: радуга, заключённая в камне

Драгоценный опал
"...это замечательный самоцвет, имеющий дар светлых небес,
Так как в его глубине сияет изменчивый свет радуги
Или подобие слабой молнии в летний вечер".
(Графиня Блессингтон, «Самоцветы красоты», 1836)

Как-то в 1877 году один австралийский охотник подстрелил кенгуру. Смертельно раненное животное отчаянно забило лапами, содрало верхний слой дёрна, и глазам охотника предстало поразительное зрелище. Казалось, что из-под земли брызнуло всё многоцветие радуги... Говорят, именно так в Австралии были обнаружены крупнейшие месторождения камня под названием "опал".

Конечно, опалы были известны людям ещё в глубокой древности. Само название камня имеет древнеиндийское происхождение - в переводе с санскрита "upalah" означал просто... "драгоценный камень". Одно это уже говорит, как высоко ценили опал - и было за что...
Трудно найти в природе другой камень способный соперничать с опалом в разнообразии расцветок. Более того - даже в одном камне могли заключаться все краски спектра. Недаром по австралийским поверьям опал - это следы бога, сошедшего на землю прямиком с радуги.
Вот что писал об этом камне древнеримский учёный Плиний Старший:

«Из всех драгоценных камней именно опал вызывает наибольшие трудности при описании. Огонь опалов нежнее, чем рубиновый, и в них сверкающий пурпур аметистов, и морская зелень изумрудов – всё сияет в невероятном единстве. Своим красочным великолепием они соперничают с полотнами живописцев, пламенем горящей серы или воспламенённым маслом».

Далеко не каждый опал обладает высокой ценностью. По химическому составу этот камень представляет своеобразный застывший гель из кремниевой кислоты и воды. Лучшие образцы опалов имеют внутри мелкие частицы кремния, содержащие разные примеси и расположенные в строго геометрическом порядке. Они-то и создают то сверкающее радужное великолепие, для которого даже придумали специальный термин - опалесценция.
Именно характер "опалесценции" влияет на цену камня. Чем равномернее расположены сверкающие участки, чем больше заключено в них цветов (особенно редки фиолетовый, красный и оранжевый), тем дороже камень.

Наиболее дорогим и востребованным является благородный чёрный опал, напоминающий переливающуюся во мгле цветную голограмму. Если блёстки расположены в упорядоченном шахматном порядке, такую разновидность называют «арлекином». После чёрных опалов и «арлекинов» ювелирами ценятся прозрачные красные камни, а также те, где цветовая гамма и включения отличаются особой оригинальностью. Как, например, опал, обнаруженный на эфиопском плато Вело, внутри которого можно увидеть целую морскую панораму.

Несмотря на красоту, опалу нередко приписывали дурные качества. Переменчивость цвета связывали с непостоянством, считали, что камень приносит раздоры. Говорят, что из-за таких слухов английский король Эдуард VII даже заменил все опалы на своей короне рубинами.

В. Шекспир «Двенадцатая ночь»:

«Да хранит тебя бог меланхолии, и да сошьет тебе портной камзол из переливчатой тафты, потому что душа твоя ни дать ни взять изменчивый опал».

Дурной славы опалу добавил и роман В. Скотта "Анна Гейерштейнская", где этот камень был постоянным спутником главной героини - "девы мрака".
При этом в той же Индии опал считался камнем верности и сострадания, а римляне верили, что он привлекает любовь окружающих и помогает сбываться надеждам. Римский император Константин полагал, что именно опал своим сверканием оберегает его власть и даже помогает становиться невидимым. Последнее поверье продержалось долго - недаром камень прозвали "покровителем воров".
Так или иначе, астрологи уверяют, что плохие качества опала ни в коем случае не относятся к его чёрной благородной разновидности. А она-то и есть самой ценной.

Пик моды на опалы пришёлся на начало ХХ века, как раз тогда, когда активно разрабатывались австралийские залежи. В Австралии до сих пор добывают до 97% этого камня. Там же находят самые крупные и красивые образцы. Так в 1954 году Елизавета II получила в дар от австралийцев (они официально считаются её подданными) палладиевое колье с бриллиантами. Но его главной ценностью стал знаменитый опал Андамука, отличающийся красотой и размерами (203 карата).
Не удивительно, что опал стал официальным камнем-символом пятого континента.

Если красота опала находится вне конкуренции, то его физические характеристики не столь хороши.
Во-первых, он достаточно мягкий (5-6,5 по шкале Мооса). Поэтому ювелиры обычно "упаковывают" камень в прочные оправы. Чтобы не нарушить присущего опалу блеска, камень не гранят, а придают ему округлую выпуклую форму, называемую "кабошон".
Учитывая хрупкость опала, его рекомендуют снимать во время активных физических действий.

Второй недостаток этого камня - его водянистость. Опал заключает в себе от 2 до 6% воды, поэтому, пересыхая, быстро теряет блеск и трескается (отсюда одно из его старых названий "трескун").
Чтобы уберечь его от обезвоживания рекомендуют:

  • носить его, как можно, чаще, чтобы он имел возможность впитывать влагу от кожи и из воздуха;
  • периодически опускать в емкость с водой (при этом учтите, что если опал впитает грязную жидкость, он быстро помутнеет);
  • хранить его обёрнутым во влажную вату в герметично закрытом полиэтиленовом пакетике.

Не все благородные опалы имеют вид полноценного камня. Часто они встречаются в виде тонких плёнок. Тогда ювелиры крепят эти плёнки на чёрную основу и называют подобное изделие дублетом. Если сверху на дублет крепится прозрачное защитное покрытие (например, из горного хрусталя), он становится триплетом.

Синтезировать опал научились довольно поздно - в 1960-е годы. Такие синтетические камни отличить от природных очень трудно - даже специалистам.
Гораздо проще выявить обычные имитации из опалесценирующего стекла. Достаточно рассмотреть камень при ярком свете. При каждом повороте подделка будет переливаться только одним цветом, в то время, как настоящий опал сразу проявит своё многоцветное великолепие.