/Тёмные стёкла для "зеркала души" (выбор солнцезащитных очков)

Я гуляю по проспекту -
Мне не надо ничего,
Я надел свои очки -
И не вижу никого.
(В. Цой)

Тёмные солнцезащитные очки давно уже не просто защита глаз от яркого света или попутная профилактика мимических морщин. Это серьёзный эстетический аксессуар, способный превратить мужчину в секретного агента или крутого "мачо", а женщине придать необходимую стильную таинственность и сексапильность без всякого декоративного макияжа. Если же у вас невыразительные глаза то подобные очки - просто необходимость.

 

Но, наверное, самая главная причина популярности тёмных линз - в психологической защите. С их помощью мы как бы ставим между внешним миром и "зеркалом нашей души" некий прозрачный барьер. И пускай этот мир поломает голову: что таится за этими непроницаемыми стёклами? Камуфляж легко скроет отдельные последствия житейских бурь (давно замечено, что порой они не самым привлекательным образом сказываются на наших глазах, а особенно - под и над ними), а также депрессивное настроение (если вы, конечно, не собираетесь его афишировать).
И раз уж вы любите тёмные очки, не лишним будет узнать, какие из них и почему стоит покупать и сколько это стоит.

 

Начнём с банального напоминания: если вы не экономите последнюю гривню, не покупайте очки в переходах и на уличных лотках!

Вся без исключения "желтая" продукция (кроме японской, но ее там, увы, не бывает) далеко небезопасна для здоровья. Окосеть вы от неё не окосеете, но зрение испортите точно. Качество у азиатских линз настолько никакое, что в итоге глаза от них утомляются во сто крат сильнее, чем от самого яркого солнечного света. Прибавьте к этому те таинственные материалы, из которых изготавливаются оправы (да, кстати, и линзы тоже) и прикиньте, сколько всякого добра из периодической таблицы Менделеева они могут содержать (и, соответственно, выделять).

 

Иное дело - цивилизованная оптика. Для изготовления оправ в ней используются высокотехнологичные пластики (главным образом ацетат), а также более гибкие нейлон и полиамид, либо качественная нержавейка и всевозможные сплавы. Все это проходит жесткую проверку на аллергенность (как не оправдавший доверия по этой части из очкового производства, например, исключен никель).
Колоссальное внимание уделяется линзам, которые чаще всего бывают пластиковыми или из органического стекла. Первые несколько прочнее и лучше "держат удар", зато вторые сложнее поцарапать. Впрочем, слабые места и того, и другого материала сводятся к минимуму специальными покрытиями.

 

Как известно, жёсткое ультрафиолетовое излучение губительно воздействует на сетчатку, вызывает атрофирование клеток внутренней оболочки глаза. Побыв на солнце около трёх часов, вечером вы заметите, что стали хуже видеть в темноте. И хотя это временное явление, действие ультрафиолета накапливается, и последствия могут быть грустными - от ухудшения зрения до катаракты. Но даже если вы наденете обычные солнцезащитные очки, то зрачок расширится. На сетчатку, в результата, устремится более мощный (в полтора-два раза сильнее) поток ультрафиолетовых лучей. Это ещё хуже, чем если вы вообще не будете защищать глаза.

Поэтому покупая очки, убедитесь, что на них есть бирка UV, которая означает, что стёкла обладают эффектом защиты от ультрафиолетового излучения. Вся без исключения европейская, американская и японская солнцезащитная оптика снабжается UV-фильтрами. Впрочем, как сообщают производители, от "увэ" они защищают только при естественных источниках излучения (к коим, например, не относятся лампы для загара). Дотошные и основательные евростандарты предусматривают фильтры аж семи различных степеней защиты - от совсем светлых фотохромных (вероятно, для белых ночей) до сверхтемных - для местности с экстремальной солнечной радиацией.


Большим спросом сейчас пользуются так называемые поляризованные линзы. Благодаря особым фильтрам они обеспечивают сверхчеткую фокусировку предметов и гасят слепящие блики на снегу и воде. Постепенно набирает обороты производство линз из поликарбоната: большинство специалистов-оптиков именно их расценивают как линзы будущего. Хороши они, во-первых, тем, что обладают завидными оптическими характеристиками, во-вторых - легче и тоньше всех своих органических собратьев, а в-третьих - значительно прочнее.

 

Теперь о производителях.
Если вы купили очки Gucci, это вовсе не означает, что именно от Gucci они и есть. На самом деле Gucci в данном случае не более чем марка, поскольку фирмы по производству оптики нередко пользуются брэндами известных домов моды.

 

Молодежная, "бесполая" стилистика - как правило, удел фирм второго ряда (хотя, скажем, та же Saffilo в порядке исключения ею тоже не брезгует). Наиболее характерный пример - хорошо известная нашему юношеству, в общем и целом откровенно агрессивная и кондовая американская Ray-Ban (чтобы наглядно представить ее изделия, вспомните зонненфельдовских "Людей в черном").
Неожиданно чуткими к чаяниям поколения next оказались японцы, вероятно, из-за островной своей безысходности тяготеющие к хай-теку. В их духе крошечные очочки с тонкой, как леска, металлической рамкой, модели с двойными линзами (снизу - просто затемненные, сверху - зеркальные, которые можно поднять на манер козырька) и с линзами на магнитах, а также модели-раскладушки.
Из европейских фирм вполне "продвинутые" очки для молодых людей делают итальянская Revert (цветовую гамму линз можно смело назвать "Вырви глаз!") и французская Cebe, чей
конек - спортивные модели.

 

Особенная стать у фирм, выпускающих так называемый эксклюзив, то есть очки класса "люкс". Коллекции Fred, Cut, Cartier, Dupont, Dunhill, Chopard, Swarovski полностью соответствуют строгим классическим канонам, которые не терпят излишеств. Единственное исключение - последние коллекции: в них есть женские "бабочки", оправа которых, как котлета в сухарях, буквально обваляна в мелких цветных кристалликах хрусталя (хотя, с другой стороны, на то ведь он и Swarovski).

 

Тем, кто страдает близорукостью, лучше всего подходят коричневые линзы, а дальнозорким - зеленые. Они помогают более четко фокусировать спектры, "усвоение" которых у людей с плюсовым и минусовым зрением затруднено. Оранжевые и желтые линзы повышают реакцию и, заодно, создавая иллюзию хорошей солнечной погоды, благотворно влияют на настроение. Не искажают цветов серые линзы.

 

Оправы у "очковой аристократии" преимущественно из металла с позолотой, формы подчеркнуто простые, без выкрутасов, порой ностальгические (например, с каплевидными стеклами). В качестве маленьких слабостей допускаются ненавязчивые прибамбасики: клип-прищепка на дужке (чтобы очки можно было прицепить к карману), дужки со вставками из экзотического дерева с непроизносимым названием, рамка складной конструкции. В производстве, как правило, используется ручная работа, для вящей сохранности все модели покрываются специальным лаком и имеют двухлетнюю гарантию, а чехлы-коробочки, которые к ним прилагаются, - не из какого-то там плебейского дерматина, а из натуральной кожи.

 

Итак, располагая суммой в 90-200 с хвостиком у. е., вы вполне можете рассчитывать на модель любой из вышеуказанных фирм. Цены на молодежные модели, в особенности американского происхождения, при этом будут стремиться к ее нижнему пределу, а "взрослые" европейские - соответственно, к верхнему. Очки категории "люкс" потребуют куда более серьезных затрат - минимум 600-800 "зеленых", максимум - 7000 (очки из чистого золота).
Если все эти цифры (в том числе и самые безобидные из них) вас убивают, не спешите огорчаться. Доподлинно известно, что очки одной и той же фирмы - вполне приличные, хорошего европейского качества - могут продаваться как в центре, в дорогих салонах, так и на периферии, в скромных магазинах "Оптика", еще совсем недавно принадлежавших родному государству. Стоимость одних и тех же моделей при этом очень существенно разнится. Кроме того, есть еще один мудрый ход. Даже в престижных салонах оптики, торгующих по самым немилосердным ценам, вполне реально отыскать модель "гринов" эдак за 60 - из старых, частично нераспроданных коллекций.
И пусть ваши глаза не боятся немилосердного летнего солнца!