Азбука одежды и аксессуаров

В

ВАКЕРО (исп.) - в 16 в в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, сложными рукавами или без рукавов.

ВАМС (doublet) - первоначально обозначал облегаю-щую куртку на ватной подкладке, которая надевалась под рыцарские доспехи в период расцвета средневековья. С XV по XVII век так называлась одежда, которая надевалась под верхнюю накидку; она закрывала только верхнюю часть тела и всегда делалась с рукавами. Вамс всегда прилегающий, иногда с разрезами или сборками, иногда принимает курьезную форму "гусиного брюха". В XVII веке совсем укорачивается, не доходит даже до пояса. Затем полностью заменяется жилетом.

ВЕЕР - приспособление для овевания и охлаждения лица. На Востоке он известен уже в глубокой древности. Здесь веера изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии - символом военной власти. Веера были известны и античным народам.
В Европе стали обычным женским модным аксессуаром с конца XVI века, В это время в Европу с Востока приходят складные веера, используемые до нашего времени. Барокко вводит в моду разрисованные веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или павлиньими перьями.
В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале; дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли в моду горожан. Как аксессуар бального туалета они удержались в Европе до сих пор, однако, не имеют такого значения, как на Востоке, где до сих пор являются принадлежностью костюма для торжественных случаев.

ВЕЛЛИНГТОНЫ (англ.) - высокие кожаные сапоги для верховой езды, спереди прикрывают колено (такие сапоги носил герцог Веллингтон. 1769-1852), резиновые сапоги с голенищем ниже колена, сапожки чуть выше щиколотки, надеваются под брюки.

ВЕЛОСИПЕДКИ - современная спортивная одежда укороченные брюки, длиной до колена или слегка за колено, из удобного мягкого материала (например, трикотажа), могут украшаться широким поясом шнуровкой по бокам и т.п.

ВЕНЕЦ - в 10-13 вв. головной убор русской девушки, обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Иногда украшался, как кокошник, поднизями и ряснами.

ВЕНТАРОЛА - итальянский веер XVI века. Предмет роскоши, который был принадлежностью туалета невесты.

ВЕРТЮГАЛЬ (фр.) - в 16 в. в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название "хранитель добродетели".

ВЕСТА (фр.) - во второй половине 17 в во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор, как и жюсто-кор, ее застегивали только до середины груди. В середине 18 в. весту стали делать без рукавов.

ВЕСТИДО (исп.) - в 16 в. женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.

ВЕСТКОУТ (англ.)-в 17 в в Англии суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще, и боковые фалды в весткоуте не топорщатся, как в жюстокоре.

ВЕСТОН (фр ) - в 18 в укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы В первой половине 19 в - часть охотничьего костюма, к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом образует классическую "триаду".

ВИЗИТКА (англ., фр.) -деталь английского мужского костюма для утренних и дневных приемов, некогда обязательная форма одежды на официальных приемах однобортный сюртук с закругленными полами и широкими скругленными фалдами, к нему требовались полосатые серо-черные брюки и цилиндр. В 70 - 80-х годах 19 в этот элегантный костюм пользовался большой популярностью не только в Англии.

ВИЛЛАЙНЕ - традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.

ВИТТЛ (лат.) - лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу, являлась сословным признаком - особы легкого поведения носить ее не могли.

ВОДОЛАЗКА - бытовое название трикотажных свитеров из тонких шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и смешанных пряж, с высоким воротником.

ВОЛАН (фр.) - неширокая оборка, которая используется для отделки платьев блузок, нижних юбок.

ВОРОТНИК -деталь одежды которая, в современном понимании этого слова, отсутствовала на одежде вплоть до средних веков. Лишь в 13 в. в вырезе для головы появилась узкая полоска ткани, которая с течением времени превратилась в воротник-стойку. Воротники костюмов, платьев, пальто и др. изделий могут быть самых разнообразных фасонов.

ВОРОТНИК "а ля МАРИЯ СТЮАРТ" - кружевной воротник на проволочном каркасе. Название получил по имени шотландской королевы Марии Стюарт.

ВОРОТНИК "а ля ШИЛЛЕР" - со времен и скаутов в начале XX века это обычное название для отложных воротников мужских спортивных рубашек. Напоминает моду эпохи поэта Фридриха Шиллера (1759-1805 гг.).


ВОРОТНИК АНГЛИЙСКИЙ - из двух полукружий, стоячий, на каркасе
Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой.

ВОРОТНИК-ГОЛЬФ - высокий мягкий воротник на женских вязаных и сшитых из ткани платьях (то же, что и "свитерный воротник").

ВОРОТНИК ИТОНСКИЙ - мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье Назван по г Итону, где находится одна из девяти старейших престижных мужских средних школ Англии.

ВОРОТНИК "МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ" (Fraise, Krause) - широкий белый воротник, плотно прилегаю-щий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. После 1575 года стал самостоятельной деталью модной одежды и вырос до таких размеров, что около 1586 года и возникает его название "мельничный жернов" (Muhlsteinkragen), часто он становится мешенью карикатуристов. Шили его из тонкого полотна, делали складки и крахмалили или иногда даже сажали на проволочный каркас. В Германии и Фландрии (Duttenkragen) его носят до начала XVIII века, В XVIII веке он еще долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма. До сих пор он еще встречается в национальных костюмах и является элементом классического костюма пьеро.

ВОРОТНИК "ОТЦЕУБИЙЦА" или ФАТТЕРМОРДЕР (нем.) -высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами - неудобный и мучительный Был популярен в 1804-1825 гг. , вернулся в мужскую моду в 1910-1913 гг.

ВОРОТНИК "ПИТЕР ПЭН" - плотно прилегающий к шее отложной воротник со скругленными концами Вошел в моду в Англии после выхода в свет книги Дж Барри (1904 г) и постановки одноименной пьесы.

ВОРОТНИК "ПОЛО" - высокий, при необходимости отворачивающийся воротник, плотно прилегающий к шее, деталь одежды для игры в поло (игра в мяч верхом на лошади).

ВОРОТНИК САКСОНСКИЙ - женский воротник эпохи Реформации жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом.

ВОРОТНИК ФРАНЦУЗСКИЙ - округлый, стоячий, на каркасе Появился во Франции в 16 в. пришел на смену фрезе.

ВОРОТНИК ШАЛЕВЫЙ - имеет закругленную форму на спине и спереди сходит на нет к первой пуговице. Может быть цельнокроенным вместе с полами или пришивным.

ВОШВА - название произошло от глагола "вшивать". Так в допетровской Руси называли лоскут аксамита, бархата, тафты в виде четырехугольника, круга и пр., вышитый золотыми, серебряными, шелковыми нитями, украшенный дробницами унизанный жемчугом и драгоценными каменьями Принадлежность некоторых старинных русских одежд, например, летника, рукава которого украшались вошвами.

ВРАКИ (новогр.) - один из вариантов традиционного мужского костюма в Греции черные штаны с широким шагом до колен, и с узкими, обтягивающими ногу ниже колен штанинами, короткий черный жилет, шляпа с полями и головная повязка (См. также Фустанелла)

ВУАЛЬ (фр.) - Это редкотканная прозрачная шелковая, хлопчатобумажная или шерстяная ткань, которую носят женщины, чтобы закрыть лицо, а также в качестве украшения.
Первоначально, однако, она была частью костюма и служила для закутывания всего тела. По всей вероятности, вуали возникли на Востоке, где удержались до нового времени. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью (паранджой) не только на улице, но и дома в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, так наз. биссус. Из Передней Азии или из Египта вуаль проникла в Грецию; искусно лрисборенные греческие вуали не закрывали лицо, а были, собствен-но говоря, деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали (наз. flammeum и racinium) были популярным украшением. С IV столетия белая вуаль - символ чистоты - является обязательным украшением христианской невесты и, наоборот, черная вуаль у христиан означает траур. В Х и XI веках во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи. Из них позднее возникли средневековые чепцы. Как украшение на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья, опять с Востока.
При бургундском дворе в XIV и XV веках господствовал настоящий культ вуалей; женщины носили их прикрепленными на геннин, мужчины на шляпах. Средневековые вуали душили духами. В XVI веке вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят черную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху Директории в моду входят женские платья, которые шили из вуалевой материи. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают дамские шляпы, главное, цилиндровые, которые были частью костюма для верховой езды.
С начала XIX века появляются вуали тюлевые, которые в современной моде остаются дополнением праздничного убора, прежде всего, свадебного. Особенно модны были вуали в конце XIX и начале XX веков вплоть до первой мировой войны; они прикреплялись к краям шляпы и закрывали лицо полностью или поллица.
Несмотря на убеждения, что эти вуали нового времени портят цвет лица, вызывают покраснение кончика носа, ослабляют зрение - ничто не могло их устранить, пока не прошла мода на них. В одном сообщении из области моды, относящемся к периоду перед первой мировой войной, говорится:
"Вуаль для большой элегантности выходной одежды также важна, как шляпа. В той же мере она подвержена моде, может также носиться хорошо и плохо, украшать или наоборот. Каждый год прино-сит, естественно, свои особые "вуалевые капризы".
С весны 1911 года господствует кружевная мода, иногда из кружев делается только кайма, иногда же хитроумная мода оставляет открытыми глаза под tufte craquele, в то время как некоторые недостатки на носу и губах искусно скрываются..."

  Полезная информация  

Азбука одежды и аксессуаров