Азбука одежды и аксессуаров

Х

ХАЛАТ - современная удобная домашняя одежда, особенно у мужчин. В XVIII и XIX веках она имела несколько различных названий: неглиже, дезабилье и т. д.
Мужские халаты сохраняют классический покрой, шьются из шерсти или шерстяной фланели и имеют длину до голени. Надеваются во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака.
Женские халаты бывают длинными так что прикрывают длинную ночную сорочку, а в современную эпоху также полудлинными и короткими. Шьются из самых различных материалов.

ХАСУБЛ - название французского происхождения для дамского жилета без рукавов, на корсаже, с разрезами на боках. Свою форму заимствовал от литургического облачения - типа ризы.

ХИТОН - выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий, то же самое, что у римлян туника. В более холодную погоду поверх нее мужчины надевали хламис, а женщины леплос, а затем как те, так и другие гиматион.
Первоначально хитон делался из прямоугольного куска материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи (pteryges). Хитон надевался прямо не тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались fibule. Правое плечо иногда оставалось обнаженным. На боках хитон был закрыт или по всей длине, или от пояса или бедер. Обычно он подпоясывался и подбирался, форма хитона менялась в течение истории, отличалась в зависимости от области, возраста человека, его общественного положения и пола. Женский хитон был всегда богаче и длиннее мужского.
Первоначально все греческие племена носили короткий свободно нис-падающий дорический хитон из шерсти, слегка подпоясанный. Позднее у многих племен его вытеснил более длинный, более присборенный ионический хитон из хлопка. Дорический хитон при этом остается одеждой молодых мужчин и танцовщиц. Сельские жители и рабы носили большей частью короткий дорический хитон с открытым правым плечом, так назыаемый эксомис. От ионического хитона берет начало двойной хитон - диллойдон).

ХЛАМИС - меньший вариант гиматиона с размерами приблизительно 1 х 2 м. Это прямоугольный плащ античных греков. Носили его, прежде всего, юноши, всадники, солдаты и путешественники. В римской империи эту одежду носили и женщины. В античной иконографии в этом одеянии изображался бог Гермес - Меркурий.

"ХРОМАЯ ЮБКА" (Humpelrock) - длинная дамская юбка, так сильно зауженная в щиколотке, что женщины во время ходьбы прихрамывали. Была модна в 1910-1914 годах и является интересным примером того, как мода иногда отбрасывает все разумные доводы.
Приведем цитату из источника того времени: "В ней (этой юбке) скрыта возможность скромно выделиться, в ней содержится даже некоторый намек на гротеск, этот туалет является искажением традиции. Сама история его возникновения выглядит довольно странной. Сначала ни одна из театральных знаменитостей не хотела принять эту сенсационную модель дома Пакен. Даже актриса Сара Бернар (1844-1923 гг.), которая уже ввела в моду много смелых новинок, отвергала ее, сознавая свой преклонный возраст. Однако, в это время, актрисе Цецилии Сорель, которая до сих пор славилась очень тонким вкусом в выборе одежды, понадобился особый костюм для особой роли- По роли она должна была простоять длительное время, опершись о колонну, а затем самым элегантным образом отделить от нее свою фигуру, что могло быть достигнуто только объединением всех важных линий и плоскостей туалета в единое орнаментальное, органически связанное целое, не противоречащее контуру женской фигуры. "Хромая юбка", казалось, выполняла эти требования, тем более что она не выглядела при этом карикатурно, как при хождении. К несчастью, полусвет нашел а этой новинке то, в чем нуждался. А поскольку уже длительное время он был в определенном смысле посредником моды для остального общества, и другие круги приняли это негармоничное, возмутительное швейное изделие. Так одежда, сковывавшая движения, рассчитанная на скульптурную позу, стала одеждой для выхода, балов, и нелепость победила без усилий, без боя, собственно говоря, против воли".

Ц

ЦВЕТЫ - относятся к самым древним модным украшениям и до сих пор популярны у всех народов. Их прикрепляют к волосам, на шляпы, к декольте или у пояса. В средние века девушки украшали волосы в торжественных случаях венками из цветов. Венок из цветов на голове незамужней девушки был символом целомудрия. В эпоху рококо и ампир живыми цветами вместе с лентами украшали элегантные, прежде всего, бальные платья. Мужчины носили и иногда до сих пор носят цветок в петлице (гардении к фраку).

ЦИЛИНДР (высокая шляпа) - уже в XV веке составляет часть мужской одежды, особенно он был популярен в испанской моде. Но в качестве повседневного предмета одежды он был введен англичанами только незадолго до французской революции, когда фрак стал дневной одеждой, а цилиндр его дополне-нием. С этого времени он изменяет высоту, форму и цвет: в эпоху ампир и бидермейер а мода был цветной цилиндр, в особенности светло-серый.

Ч

ЧЕПЕЦ - появляется уже в средние века и носится в различных вариантах до XVII века.

ЧЕПЕЦ "а ля СТЮАРТ" - головной убор наподобие чепца с выступающим на лоб углом. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт.

ЧЕСТЕРФИЛД - однобортный мужской плащ со скры-той застежкой, названый в честь индийского вице-короля Честерфилда.

ЧУЛКИ-ПАНТАЛОНЫ (Beinling) - В XII веке бывшие в повседневной носке чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые присоединяются к первым с помощью шнуровки. К этой одежде носят высокие ботинки - до щиколотки. Иногда же к чулку просто прикреплялась кожаная подошва. С XV века чулки срастаются с панталонами в одно целое (см. БРЮКИ bruche).

  Полезная информация  

Азбука одежды и аксессуаров