Сущность моды, часть 5

МОДА и ОБЩЕСТВО

Иногда на первый взгляд может показаться, что мода слишком привержена к вычурному и легкомысленному, что она подавляет функциональное назначение платья. Однако, история знает много примеров тому, что именно мода некоторые явно функциональные виды одежды подняла до разряда модных вещей. Это тоже связано с выражением общественного престижа, с манифестацией образа жизни и взглядов на жизнь.

Например, джинсы, первоначально являвшиеся исключительно дешевой рабочей одеждой, в определенный период и у определенной группы молодежи стали модным предметом их костюма.

Интересным свидетельством взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение для обозначения работников умственного труда: их называют, намекая на воротники их белых рубашек, "белые воротнички". Таким образом, умственный труд очень просто обозначается характерной частью одежды.

 

Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей.
Однако её осуществление во все времена зависело от той группы населения, которая имела достаточно средств для этого. Если полистать модные журналы прошлого века, то можно обнаружить, что в них речь идет сплошь о моделях для "дам", т.е. для женщин, мужья которых были материально достаточно хорошо обеспечены, чтобы позволить им пользоваться этими моделями. XX век принес с собой массовую занятость женщин в процессе общественного труда, а также сравнительно высокие заработки молодежи. И то и другое повлияло на моду ни с чем ранее не сравнимым образом.

Высоко поднятый бюст

Карикатура 1881 г.: "Высоко поднятый бюст"


Эта эмансипация вдохновила также и модельеров. Работающие женщины отбросили излишние и неудобные в каждодневной жизни романтические атрибуты. Женская мода 1920-х годов приобрела характерные особенности мужской одежды. Смелое уменьшение длины женских юбок до колен, отказ от корсета и короткая стрижка положили начало новому отношению к форме одежды, которая отныне стремилась к простоте и широте замыслов. Много-численная группа молодых потребителей, жаждущих разнообразия и имеющих желание и возможность потратить на это значительные суммы денег, также стала важным импульсом в создании новых моделей одежды. Мода уже больше не обращается к "зрелому" возрасту, а с уважением относится к молодежи и к её стилю жизни.


Между прочим, любая деятельность или даже всего лишь хобби требуют соответственного выражения в одежде. После того как были, наконец, решены проблемы фундаментальной целесообразности, мода завладела одеждой: наглядный пример тому - женское платье и купальный костюм.

Дамская одежда, в которой первоначально в качестве модной идеи были использованы элементы мужского костюма, на протяжении ряда лет превратилась в наряд, который мы сегодня называем классическим ввиду его неоспоримого функционального решения. Менялись длина юбок, ширина отворотов и величина пуговиц, но принцип стабилизировался. Что касается купального костюма, то здесь потребовались десятилетия, пока он обрел свою предельную форму. Сегодня у нас вызывают улыбку и первоначальное смущение, возникавшее при его создании, и не только от стыда по поводу необходимости обнажаться, и тяжеловесные попытки заимствова-ния различных деталей у других предметов одежды, прежде всего у белья. Но как только для купального костюма был найден "канон", он был сразу же перенесен обратно на дневное и прежде всего на вечернее платье, по крайней мере в решении верхней части.


Промышленное производство одежды, среди прочих преимуществ, дало возможность сильно обогатить ее разнообразными вариантами. Две исходные основные категории: повседневная, т. е. рабочая одежда, и воскресный, т. е. праздничный наряд, распались на длинный ряд специализированных костюмов: домашнее платье, выходное, одежда для общества, вечерний наряд, одежда для отдыха, для спорта, для путешествий и т. д. При этом отдельные виды одежды оказывали влияние на другие. Казалось бы, от спортивных длинных брюк очень далеко до вечерних туалетов, однако сейчас существуют вечерние брючные костюмы для женщин.

 

МОДА и ПОЛ

По преданию, древний индийский закон угрожал тяжелейшим наказанием - смертной казнью через повешение - тем, кто осмеливался надеть платье, предназначенное другому полу. Эта традиция, в рамках истории развития костюма, свидетельствует о сексуальном значении одежды. Полярность полов, которая проявляется в разнообразнейших формах, нашла в одежде средство демонстрации, призыв и желание нравиться. Мужская активность обнаруживает в этом отношении убывающую тенденцию.

 

Кавалер Ренессанса использовал большое количество кружев, филигранные доспехи средневекового рыцаря представляли собой небольшое произведение искусства; церковь и городские законы критиковали чрезмерные украшения и расточительность в мужской одежде.

Современный мужчина уже не воюет с мечом в руках под многоцветным знаменем своего короля, а лютни миннезингеров и пасторали сегодня тоже забыты. Атрибуты его значения в обществе более "цивильные", его ранг и чин скрываются за трезвым костюмом, который на первый взгляд вообще не отличается от других. Однако, кто может утверждать, что мужчина утратил стремление нравиться женщинам?


Правда, он это делает уже не с помощью брюссельских кружев. Интерес к моде у мужчин несколько смещается: не к одежде, а к автомашине стремится он прежде всего. Форма, цвет и экипировка машины, т. е. элементы, подверженные влиянию моды, в переносном смысле приняли на себя функции военных доспехов или расшитых одеяний эпохи средневековья, барокко и рококо.

Он наверно никогда не видел женщин?

Карикатура 1927г.: "С чего это старый осёл так уставился? Он наверно никогда не видел женщин?"

Женщины более эмоциональные и чувствительные, относятся к моде иначе, чем мужчины: прежде всего своим "продуктивным" отношением к одежде, т. к. изготовление платья всегда было традиционной женской работой. Это означает, что с древнейших времен женщина своим трудом активно участвовала в развитии формы костюма. Подчеркнутая эмоциональность женщин предполагает также более стихийное отношение к моде. Старейшее призвание женщин активно создавать жизненную микросреду дает ей более острое понимание деталей при стилизации внешности человека.

 

ЭПИЛОГ

Есть люди, которые слово "мода" произносят не иначе как с пренебрежительным оттенком. При поверхностном рассмотрении это действительно имеет привкус легкомыслия и сумасбродства.

В действительности же любое изменение в покрое платья является однозначным средством выражения глубокой человеческой тоски по переменам. На самом деле мода выражает весь стиль жизни общества, каждый человек в отдельности вынужден покоряться ей добровольно и с восторгом или пассивно и бездумно, она держит на поводу и тех и других. Она стала составной частью культуры повседневной жизни, она является иллюстрацией нашей жизни.