Сущность моды, часть 3

МОДА и ИМЕНА

Основателем "от кутюр" считается тот самый англичанин, который двадцати лет от роду, не зная французского языка и имея 117 франков в кармане, приехал в Париж. Его звали Чарлз Фредерик Ворт. А пятнадцать лет спустя, в 1860 году, его молодая жена добилась решающей встречи с госпожой Меттерних, задававшей тогда тон в Париже, ходатайство которой перед императрицей Евгенией сделало Ворта некоронованным королем парижской моды. Среди его заказчиц было девять королей. Рассказывали, что к торжественному открытию Суэцкого канала для одной только императрицы он изготовил 150 моделей.

Имя Ворта связано и с кринолином (Krinoline). А когда кринолин изжил себя, Ворта осенила идея турнюра (Тurnure). Рассказывают, будто бы однажды он увидел женщину, которая, подметая двор, подобрала подол юбки и Ворту. якобы, понравился вид ниспадавших сзади складок.

Говорят также, что во время одного из своих показов мод он впервые использовал "манекен" (слово происходит от фламандского maeneken, уменьшительной формы от Mann - человек, мужчина); в первые годы после основания фирмы жена Ворта часто и с успехом играла роль манекенщицы. Предшественницами этих манекенщиц, чья работа в настоящее время является очень напряженной и весьма хорошо оплачивается, были римские раскрашенные фигурки ("фигурины") из обоженной глины, высотой от 8 до 25 см, которые римляне посылали в провинции вместо картинок с изображением мод. Похоже, что французы с помощью таких же, правда, более крупных кукол, с большим успехом демонстрировали новейшие парижские моды в Вене и Мадриде, Петербурге и Берлине.

Ворт, английский основатель парижского от кутюр

Ч. Ф. Ворт, основатель парижского "от кутюр"


Ворт и Дусе представляли в конце XIX века ведущие дома моделей в Париже. Ворт старший умер в 1894 г..однако его сыновья задолго до этого вошли в дело; к обширнейшей клиентуре этого дома относилась и знаменитая Дузе, которая в течение тридцати лет заказы вала здесь свои туалеты для сцены.

Жак Дусе был человеком большой культуры, коллекционером и знатоком искусства, почерпнувшим многие из своих идей из неистощимого арсенала XVIII века, которому он отдавал всю свою любовь. Сара Бернар, чьи туалеты, как и у Дузе, вызывали на сцене не меньше восхищения, чем ее актерский гений, получала их от Дусе; Режан, популярная парижская актриса и любимица публики, была тоже одной из самых верных его заказчиц.

Всё, что имело хоть какой-то вес в области моды между улицей де ла Пэ и Вандомской площадью, было представлено на блистательной Всемирной выставке в Париже а 1900 г. Однако отдел мод на этой выставке к большому неудовольствию мужчин возглавляла женщина - мадам Пакен, первая женщина среди модельеров высшего класса, получившая орден Почетного легиона. Ее творения и способы их распространения, например, с десятком привлекательных манекенщиц на больших скачках в Лонгчамп, были так же знамениты, как и её заказчицы, к которым относилась и прекрасная Отеро. Мадам Пакен посетила также Берлин и стала поставщицей двора.


Еще один представитель этого сословия прибыл в то время с триумфальным шествием собственной инсценировки в Берлин: Поль Пуаре (1879-1944), один из самых влиятельных создателей моды вообще. Поза триумфатора, которую он умел так убедительно принимать в годы своего наивысшего успеха, была составной частью жизни и жизненного стиля этого самого динамичного из всех модельеров. В истории моды имя Пуаре связано с созданием молодежного стиля. Его сочные, экзотические, подобные взрыву краски, которые передались и его художнику Лепану, были навеяны изобразительным искусством. Пуаре господствовал до первой мировой войны, а в 1927 г. его предприятие пришлось закрыть.

Кринолины Ворта

Карикатура 1856г. К самым удивительным в истории моды относятся кринолины, с которыми останется связанным имя Ворта.

Необузданный, самовластный человек, творчество которого всегда имело налет театральности (он много работал с театром), чьи сказочные празднества являлись событием в светской жизни, не захотел понять, что после первой мировой войны время ушло вперед и "перешагнуло" через него.

 

Среди законодателей моды стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли, и особенно - Коко Шанель, сегодня уже легендарная личность парижского "от кутюра", которая дала идеалу новой простоты модное выражение: "Истинная элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность движения". По её мнению, мода, не нашедшая признания широчайших масс, уже не мода. Поэтому она стала работать для швейной промышленности и была там первой представительницей парижских домов моделей. В конце 20-х годов на ее предприятиях работало более 2000 человек. Типичными являются костюмы а ля Шанель (a to Chenefl, которые демонстрируют молодежное и целесообразное направление в одежде.

Кристиан Диор (1905-1957), самый удачливый творец моды после второй мировой войны, включается в логичный процесс развития моды послевоенного периода (с её огрубением и маскулинизацией), напомнив об основной задаче моды, которая заключается в том, чтобы "наряжать женщин и делать их более красивыми". Созданный им новый стиль "нью лук" (New Look), революционизирующее удлинение юбки явились, по его словам, реакцией на бедность. В книге "Я дамский портной" он писал: "Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки".

Грандиозный успех Диора свидетельствуете господствующей роли одаренного тонким инстинктом времени и духа времени создателя мод, ибо у истоков моды все еще стоит портной-модельер с его богатым воображением. Он черпает свое вдохновение везде. где только можно. Мадам Скьяпарелли, например, в один из сезонов обязана своими творениями магическому действию американского цирка "Барнем и Бейли". Живопись и экзотические балетные постановки, большие выставки и веяния времени, фильмы, путешествия и хорошие книги представляют собой сырье для работы модельера. Он может, покинув свое время, погрузиться в нежную романтику ушедших эпох, или отважно "оседлать" современность.

В 1965 г. Эмилио Пуччи, ведущий кутюрье"' Флоренции, сказал: „Впервые за всю свою историю человек свободно передвигался в космосе. "От кутюр" не может пройти мимо этого события". Темой разговоров стали "астронаутен-люк", "вельтраум-люк" (стиль астронавтов, космический стиль). В ведущих международных журналах мод сразу появились "космические" мотивы. Один женевский ювелир показывал свои экспонаты в Лондоне под девизом "Метеориты и драгоценности". Я мечтаю о том, - сказал он, - чтобы украшения отражали природу, вселенную, тайны морских глубин и наступившую космическую эру".

 

Так каждая мода, особенно ретроспективно, является зеркалом времени. А модельер является как бы посредником, медиумом. Но каждая мода нуждается в крестных родителях. Только после того, как мода будет признана и принята определенными кругами, она может стать модой. Кривая ее идет вверх по мере роста популярности, все больше увеличивается число тех, кто получает от нее удовольствие. Когда вообще подражание достигнет наивысшей точки, другими словами, когда возникнет угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирование и мода перестает быть модной, тогда цикл резко обрывается или постепенно затухает. Это тоже является одним из многочисленных парадоксов каждой моды: ее цель - всеобъемлющее господство - таит в себе и её закат.

Карикатура 1910 г. Поль Пуаре в Берлине.

Карикатура 1910 г.: Пуаре в Берлине. "Попуаре, или одно и тоже подходит не всем!"


Сущность моды, часть 4 >>>