Сто одёжек без застёжек (древнекитайская мода)

По обилию надетых вещей, китайцев действительно можно было сравнить с луковицей. Этому не в последнюю очередь способствовали особенности климата. На севере Китая он был весьма суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод. Поэтому древний китаец одевался "на все случаи жизни", в несколько штанов и несколько своеобразных распашонок.

ДВА РАЗА "КУ"
Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Впрочем, "ку" и были довольно неприглядными: широкие, с очень низким шагом, висящие сзади мешком и подпоясанные кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее — из хлопчатобумажных.
На "ку" нередко надевались "таоку" — «чехол на штаны» - этакие отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. В холодные времена китайцы номили стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.

ВЕРХ и НИЗ с ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Типичным комплектом верхней одежды древних китайцев был, так называемый, "ишан". Спереди на ишан на- девался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений. Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
"И" - представляла собой распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. И не дай Бог запахивать свой "и" на левую сторону! Только на правую, иначе вас бы сочли нецивилизованным варваром.
Рукава были весьма широкими (средняя ширина рукава составляла 240 см), что впрочем не обозначала, что все китайцы, яко древнерусские бояре, были "белоручками". На время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — это верхняя поясная одежда «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку.
В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которым добавлялись декоративные нефритовые подвески — «пэйюй».

Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей. Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково

ЕСИ ОТСЕНЬ ХОЛЁДНО...
Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье — «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.

РАССМАТРИВАЯ ЖЕНЩИНУ
Женщины в Китае долгое время, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм «ишан» был также подобен мужскому. Только в эпоху Тан женщины переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.
Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — «туань». Все изображения в «туанях» были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса — лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным было изображение бабочки — символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, «туани» могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.

ОСТРИГУ Я КОСЫ и УЙДУ на БОЙ
Очень древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел — «цзы» — и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены.
Но после захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а остальные волосы заплетать на затылке в знаменитую косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа, поэтому участники восстаний обычно срезали ненавистную косичку.

слева: шёлковый верхний халат с накладным воротником;
справа: двойная одежда с накладным вышитым воротником и отличительным знаком "бицзы"

К женской причёске завоеватели оказались более милостливы. В её основе по-прежнему лежал узел. Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка.
Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями. Знатные дамы носили парики.
Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.

ТЕПЕРЬ ТЫ в ШАПКЕ, ТЕПЕРЬ ТЫ ВЗРОСЛЫЙ
По древнекитайскому этикету требовалось, чтобы голова всегда была покрыта. Отсюда огромное разнообразие головных уборов. Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. При достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки — «гуаньли».
Китайский император носил головной убор, который назывался «мянь». Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение. Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор — «фэнгуань».


УКРАШЕНИЕ и УСТРАШЕНИЕ
С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой. Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов.
Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью. Узор на лице мог носить символический характер. Роспись на рисунке справа выражала, например, что её носитель человек неподкупный.

  Полезная информация