Суровые времена, суровые нравы… (романская мода)

Романская эпоха (IX-XII вв.) пришлась на период, когда пала Римская империя, а молодые варварские народы после продолжительных войн только создали более-менее "оформленные" государства. Это были также и времена господства аскетичных идеалов христианской церкви.
Соответственно и одежда не отличалась особой выразительностью и представляла собой смесь античных традиций, византийских деталей и "варварских новинок". Тем не менее в ней уже наблюдалось и нечто совершенно новое.

ШВЫ, ПЛАЩИ, ШТАНЫ…

В то время одежда делалась кустарным способом в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты. Материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются - это в истории моды является новинкой.
Все остальное остается по-старому. Как и в Византии, поверх верхней одежды надевается ещё и плащ, который становится универсальной одеждой всех классов. Ведь он не только защищал тело, но и символизировал выделение человека из внешней среды.

Суровые времена, суровые нравы… (романская мода)

слева: короткая верхняя туника с вышитой каймой, полукруглый плащ.
справа: верхняя туника со швами, закреплёнными кантами, плащ-накидка.

Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов. Романская мода приняла также и некогда "варварские" штаны. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается ещё верхний плащ.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА


Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, "камиза", была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, "котт" - из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до колен и открыли штаны - неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие ботинки.
Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, - вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., - длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII - IX вв.) плащ стал называться "манто".

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА


Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами.
"Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок", - говорит Якоб фон Фальке в 1875 г.
Однако в наши дни образ женщины того времени нам представляется несколько иначе; если мы посмотрим на женскую фигуру с точки зрения её структуры, то увидим, что она представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные же функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия.

ОБУВЬ


Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов - поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то штиблеты без шнурков.
В эпоху Каролингов (IX в.) франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи. Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - "ботт". Их шили из ткани или цветной кожи. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ и ПРИЧЁСКИ


Покрытия для головы также не отличаются изобретательностью и разнообразием, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде фригийского колпака.
Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. Большинство мужчин ходят без усов и бороды, их оставляют только высшие церковные и светские сановники.
И у женщин прическа не отличается выразительными чертами - накидка, которой почти у всех прикрыта голова, не способствует созданию сложных причесок. Женские длинные волосы остаются незавитыми и только свободно расчесываются.
  Полезная информация