Откуда? От Кардена!

Пьер Карден на фоне манекенов

Когда-то журнал "Time" назвал этого модельера хитрым фанатиком, который с одержимостью ставит своё имя на всё, "что можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, привинтить, привязать, растиражировать или разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить". И, действительно, сегодня империя Пьера Кардена (Pierre Cardin) включает в себя не только модный бизнес, но и гостиницы, и сеть ресторанов Maxim, и даже театр...

Пьер Карден:
"Я могу проектировать всё, от стульев до шоколада, но мода – всё ещё моя первая любовь".

Карден не раз говорил, что вполне бы мог стать скульптором или архитектором (достаточно только взглянуть на авангардный дом Maison Bulle, построенный кутюрье вместе с архитектором Антти Ловагом).

авангардный дом Maison Bulle

Зато он с детства точно знал, кем не будет... Дело в том, что будущий модельер родился 2 июля 1922 г. в скромной семье венецианского винодела. Первой страстью мальчика стал театр, а ещё он очень любил шить наряды для кукол. Заниматься виноградниками он точно не хотел, хотя и в облаках не витал - поэтому освоил весьма пригодившуюся потом профессию бухгалтера.
Уже в 14 лет Пьер переехал во французский городок Виши и стал подрабатывать помощником портного. После окончания Второй Мировой войны, наш герой, подобно Д’Артаньяну, поехал завоёвывать Париж.

Пьер Карден

Его карьера развивается стремительно. Он успевает поработать у таких модельеров, как Жанна Пакэн и Эльза Скьяпарелли, а затем становится ведущим дизайнером самого Кристиана Диора.
Поклонник театра, он заводит полезные знакомства в кругах артистической богемы - дружит с Жаном Кокто, и делает (вместе с Ж. Бераром) костюмы для его фильма "Красавица и чудовище".

Пьер Карден:
"Я делал костюмы к фильмам Кокто, сам, вот этими руками, я обшивал Жана Маре... Все примерки делались на меня".

В 1950 году Карден пускается в самостоятельное плавание - открывает небольшую студию, где шьёт, в основном, костюмы для театра. А в 1951 году решается показать свою первую коллекцию от кутюр. Средств у юного модельера было немного, поэтому коллекция включала всего 50 образцов. Но и этого хватило, чтобы Кардена заметили.

Женская коллекция Пьера Кардена 1957 г.

В 1954 г. он открывает бутик "Ева", а в 1957 году - бутик "Адам". Тогда же его принимают в Синдикат высокой моды, чтобы через два года... с позором выгнать!
Чем же возмутил Карден ортодоксов от кутюр? А всё дело в том, что в 1959 году он первым из кутюрье делает для универмага Printemps коллекцию готовой одежды, подписывает своим именем и запускает в продажу для всех желающих. Синдикат посчитал это святотатством - как можно ставить элитарное искусство на поток? Забавно, что вскоре коллекции готовой одежды (т.н. прет-а-порте) станет делать большинство кутюрье. Во-первых, из-за страха, что эту нишу займут менее привередливые американцы, ну, и, во-вторых, просто из-за денег. Ещё более смешно, что спустя 5 лет после изгнания Карден вернётся в Синдикат высокой моды, да ещё сразу на пост председателя!

После пяти лет изгнания Карден вернётся в Синдикат высокой моды

Пьер Карден:
"Меня называли «шокером», выгоняли из Торговой палаты высокой моды за то, что я создал одежду для масс — линию прет-а-порте. Именно эта идея сделала меня богатым, и ею я горжусь больше всего. Коллеги хором кричали, что мое имя мир моды забудет уже через три года, что я позорю профессию, опускаясь до готовой одежды, до потребительских цен. В тот момент мне не было еще и 30, а я уже одевал принцесс, княгинь, звезд театра и кино. Но мне не хотелось быть эксклюзивным. Я мечтал стать всенародным. Решил: пусть я буду в изгнании, в изоляции, но никогда не буду никому подражать. Пусть подражают мне".

мини-платье для пляжа и платья-свитеры от Кардена
Слева: мини-платье Кардена для пляжа (1969) девушки с удовольствием надевали и на вечеринки.
Справа: платья-свитеры (1967).

Настоящим "шокером" моды Карден становится в 1960-е годы, делая ряд революционных нововведений.
Одним из первых он начинает использовать стиль "унисекс", создавая коллекции с общими для мужчин и женщин элементами.

унисекс Кардена

Одним из первых Карден представляет мужскую коллекцию "от кутюр" - до этого высокая мода работала исключительно на женщин. Ему прекрасно удаётся сочетать в своём творчестве, как классический традиционный стиль, так и экспериментальный.

Знаменитые Битлз в пиджаках от Кардена без воротничков
Помните, знаменитые пиджачки "битлов" без воротничков? Так вот эту модель придумал именно Карден.

костюм, плащи, пальто

пиджаки Кардена

Именно Карден ввёл в моду сарафаны-мини, одеваемые на водолазки. Именно ему женщины обязаны появлением чёрных и разноцветных чулок и высоких сапог.

сапоги-чулки из винила
Коллекция 1968 г. с сапогами-чулками из винила.

знаменитые сарафаны Кардена

Всё это прекрасно сочеталось с мини-модой, приверженность которой Карден сохранял даже в 1970-х годах. Тогда в эпоху "макси" он тоже шил длинные платья, но их нижнюю часть делал или из кружева, или из прозрачной ткани. Получалось эдакое скрытое мини.

Пьер Карден:
"Вы можете сделать что-то классическое, что-то красивое, но это – только хороший вкус. Истинный талант должен сопровождаться элементами шока; 30 лет назад я сделал чулки чёрного цвета, и все решили, что они уродливы. А вот теперь эти чулки стали классическими".

Разноцветные чулки

Модельер не даром говорил, что не будь он модельером, стал бы скульптором. Многие его модели имеют неестественные и очень жёсткие геометрические формы - юбки-бочонки, жакеты-пузыри, платье "яичная коробка" и т.д. Часто в платьях используются металлические вставки вроде обручей и дисков.

Платья имеют неестественные геометрические формы

Недаром Карден говорил, что первоначально он придумывает форму, а потом пытается вместить в неё тело, "как вставляют цветы в вазу".

тело в вазе Кардена

Пьер Карден:
«Если опираться только на рост, окружность груди и плеч, можно скопировать эти линии и создать вторую кожу для тела, т.е. следовать принципу, который долго был основным в моде, но не как создатель, а как хороший ремесленник. Тело нужно воспринимать как скелет, как основание для скульптуры, которой является одежда.
...Я знаю, что для того, чтобы создать что-нибудь новое, человеку нужно оторваться от канонов тела и его строгих линий. То есть облечь тело формой, созданной вне его. Тело становится скульптурой при помощи ткани – исходного материала модельера
...Поскольку по отношению к форме я отдаю предпочтение скульптуре, живопись меня захватывает цветовыми сочетаниями, очень близкими к природным, от синевы неба до зелени дерева и красноты огня, другими словами, своей силой, а иногда даже неистовством и страстью. Человек различает прежде всего цвета, и если нужно установить некую иерархию шоковых воздействий, на первое место должен быть поставлен цвет, хотя в сфере эстетических ценностей и критериев первичной является форма. Этим и объясняется мое стремление объединить формы и цвета в одно целостное видение. А что может быть лучше одежды, в которой воплощается это единство, когда тело, пульсирующее жизнью, обволакивается окрашенной формой ткани".

Объединнение цвета и формы ткани

Карден обожал вводить в моду необычные ткани и материалы. Так он был одним из тех кутюрье, кто первым начал работать с кожей.

Модели из кожи
Модели из кожи 1965 и 1968 годов.

Он обожал эластик, шифон, винил, его называли "бароном шёлка". А однажды Карден даже запатентовал специальную ткань "кардин", которой можно было с помощью термопресса придать, какую угодно, форму или рельеф.

Модели платья из ткани "кардин"
Платья из «кардина».

Огромное впечатление произвёл на модельера и полёт человека в космос. Он тут же создал "космические" коллекции с яркими цветами, необычными формами, пошитые из синтетических материалов.

Космические модели от Пьера Кардена
«Космические» коллекции от Кардена 1960-х.

Это шляпы, а не шлемы-скафандры
«Космические» шляпы в виде шлемов-скафандров.

Униформа для медсестер Болонского госпиталя
А вот какую фантастическую униформу пошил Карден для медсестер Болонского госпиталя. Я бы у таких полечился…

Карден - не только талантливый и многогранный творец, но и блестящий бизнесмен. Так он был одним из "пионеров" лицензирования в модном бизнесе и ставил свою марку на всём, что можно.
Во-вторых, он, не обращая внимания на "холодную войну" активно сотрудничал со странами социалистического лагеря - Китаем, Вьетнамом, Румынией и, конечно, СССР. Недаром героиня Лии Ахеджаковой в комедии "Служебный роман" восклицает: "У меня для вас сюрприз! Вот, смотрите, батничек достала! Говорят, от Кардена! Всего 50 рублей!".

Лия Ахеджакова в "Служебном романе": "...Вот, смотрите, батничек достала! Говорят, от Кардена!

Своей музой мастер часто называл советскую балерину Майю Плисецкую.

Майя Плисецкая в платье от великиого кутюрье
Плисецкая в платье от Кардена и сам Карден.

Карден неоднократно посещал СССР, начиная с 1963 г., и даже шил одежду для сотрудников КГБ, а 4 июля 1991 года незадолго до, так называемого, "путча" устроил показ моделей на Красной площади.

Пьер Карден:
«Я привез 100 молодых манекенщиц. Я привез одежду, которая делалась во всем мире. Я смог представить  красоту и молодость России. До этого на Красной площади были танки и военные, а я устроил там показ моды. Это было потрясающе!»

Красная площадь: командует парадом маршал моды

Сегодня годовой оборот империи Кардена составляет около 12 млн. долларов. Правда, кто будет её наследником, до сих пор не ясно. Детей у Кардена нет, хотя он и был однажды влюблён в женщину - актрису Жанну Моро.

Пьер Карден:
«Я был геем и никогда не имел физической близости с женщиной. Но Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной и перевернула мою душу. Если бы Жанна могла иметь детей, мы бы обязательно поженились!».

Любовь кутюрье Жанна Моро
Жанна Моро и Пьер Карден.

И, напоследок, ещё одна цитата "от Кардена":
«Мода преходяща, искусство вечно. Если ваше творение выражает не только дух времени, но и но и особенности жизни, собственный образ мышления и видение эпохи, значит, ему суждено уцелеть. Музеи переполнены портретами, единственная привлекательная черта которых – то, что с помощью платьев и костюмов они передают дух прошедших эпох. Так что мода – это один из элементов вечности в человеческом времени. Мы распознаем эпоху по ее отличительным чертам – одежда, прически, грим... Все это частицы словаря исторической памяти».

Модельер Пьер Карден